Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Задачи: 1) развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе; 2) определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе; 3) способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой. 4) создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий; 5) привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе; 6) дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе. Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы. Материалы и оборудование: • Ноутбук, экран, мультимедийный проектор • Листы бумаги, простые карандаши. • Бумажные фигуры человека • Практические рекомендации для родителей ( буклет) • Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу? » • Мольберт, 3 полоски бумаги: сиреневая, желтая, зеленая. • Электронная презентация «Как помочь ребенку стать учеником» Ход проведения: Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители, гости. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам сегодня на встречу. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на главный вопрос: «Как помочь ребёнку стать учеником? » (слайд №1, 2) . Первый класс - это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе. Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест: Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» (слайд 3, 4) Если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс, если не согласны - минус. А теперь подсчитайте, если общий показатель принимает значение: До 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее. 10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. (Родители обсуждают результаты тестирования) Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник» Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска - нет особого беспокойства. (Родители выполняют задание и делятся своими опасениями) Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению: (слайд №5) Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми "Хочу ли я в школу? " (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей, Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе, (слайд №6) 1. Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Говоря, о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем в виду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. 2. Психологическая готовность. Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма. Что для Вас, уважаемые родители, является главными факторами успешной подготовки детей к школе? Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»: На экране перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор, (факторы успешной адаптации и подготовки к школе, слайд №7) (Родители выполняют задание и обсуждают его) Воспитатель: Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Компоненты психологической готовности к школе: (слайд №8) Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых. Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения. Речевое развитие ребенка, поступающего в школу (слайд №9) Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; • не ругать ребенка за неправильную речь; • ненавязчиво исправлять неправильное произношение; • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. 3. Педагогическая готовность. Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь, писать (у него должна быть развита мелкая моторика, считать (владеть навыками счета) – это и есть педагогическая готовность. Ну, а теперь последнее задание: Воспитатель: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: 1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок. 3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок. 5. Сложите лист пополам. 6. Оторвите правый верхний уголок Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? Участники отвечают, что не нашли. Воспитатель: А почему? Как вы думаете? Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном – в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание. Подводя итоги, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого квеста: Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть мероприятия. (в баллах 3 – довольны, 2 – частично довольны, 1 - не довольны, ответы родителей -Дискуссия -Видеозапись -Оформление -Работа с памяткой -Практические задания -Анкетирование Что побудило Вас прийти на заседание квеста? ответы родителей -Дисциплинированность -Интерес к поднятой теме -Уважение к воспитателям -Любопытство -Возможное душевное успокоение -Настойчивые просьбы воспитателей -Не знаю
Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе
• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время. • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут. • Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение. • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий. • Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах. • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи. • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно. • Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия. • Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
|